В родном селеи солнце ярче светит, В родном селе и черный хлеб вкусней, В родном селе смеются звонче дети, В родном селе и небеса светлей.
Много хороших, добрых слов, авторских стихов, написанных от души и произнесенных на родной земле со слезами на глазах, можно было услышатьна открытиипамятных знаков, воздвигнутых на местахбывших маленьких поселков района. Они появились на карте района в начале 20-говека, а к концу 70-х годов опустели, а то и совсем исчезли. В 1968 году всоставКраснозерского районавходило 22 селаи 54 поселка. Сегодня в состав района входит 49 населенных пунктов. Более30малых сел, обозначенных на карте района в 1937 году,перестали существовать.А ведь это была чья-то Малая Родина. Задача проекта заключалась в том, чтобывспомнитьо тех, кто жил и работалв этих поселках,сохранить впамятьоб этих сельских тружениках, их достижениях итрудовых подвигах, а также напомнить молодому поколению, гденаходятсяих корни. В результате работы над проектомв разных сельских администрацияхустановленыметаллические конструкции с названием поселка и краткой исторической справкой о нем.На средства Грантатаких Знаков установлено пять: в поселках Ново-Московский и Буденовский, в Садомном, Афанасово иУрюпино.А в старейшем поселке Гутово Коневской администрации, на своей Родине, на свои средства такой же знакустановилчастный предприниматель И.А.Сердюков.Есть надежда, что жители и других поселений не позволят стереть их с лица землии обозначатместа поклонения предкам. Большую работу провел коллективКраснозерского художественно – краеведческого музея, руководителем которого я являюсь ужечетверть века, собираяматериалы, документы и фотографиипо истории этих поселков. Результатом этой работы стал сборник «Родинки малых сел» в количестведвухсот экземпляров.В этот сборниквошлиматериалы литературного сотрудника газеты «Краснозерская новь»90-х годовЗои Ивановны Безызвестных. Они былиопубликованына страницах этой газеты под рубрикой «Родинки малых сел».Но авторами статей в немвыступили и другие наши земляки. Также была создана карта района 20-го века с нанесенными на нее утраченными населенными пунктами. Она стала частью одноименной выставки собранных материалов, открытой в музее. Теперь здесь для школьников и гостей музея проводятся уроки знанийпо истории района, встречи с ветеранами трудаи авторамивоспоминаний о родныхпоселках. Всборнике «Родинки малых сел»упоминается 20 поселков, а об остальных у нас нет воспоминаний или фотографий. Яхочу обратиться ко всем пользователям нашего сайта с просьбойпо возможности выслать на наш почтовый адрес или принести лично воспоминанияи фотографии по истории этих, ушедших из жизни поселков. Напоминаю всем о том, что музею нужны оригиналы, а не копиидокументов.Для дарителейпри необходимостимы можем изготовить хорошие копии. Наш адрес: 632902, Новосибирская область, Краснозерский район, Р.п. Краснозерское, ул. Октябрьская 35. Мы начинаем размещать частями материалы этого сборника в алфавитном порядке названий посёлков. Директор музеяКрутей Л.В.
РОДИНКИ МАЛЫХ СЁЛ
Я больше о деревне говорю, Я здесь живу, ей изменить не смею, Я с пастухами выгоню зарю, И вместе с ягодою покраснею. Деревне быть по времени иной, Но знаю, после переделок правых, Еще ей укрываться тишиной, И воздух пить настоянный на травах. По тропкам будет бегать мурава, Соперничая с босыми ногами, Грачам не потерять свои права И речке выхваляться берегами. Младенцев спрыснет старая земля Своею тягой непреодолимой. И вся округа будет, как семья, Что мной так искренне любима. З.И.Безызвестных.
На току. Урожай 1955 года. Это только кажется, что история где-то складывается. Рядом, на улице-переулке, в целое путешествие можно окунуться в разговоре с одним человеком. И связь непременно обнаружится. Какая-нибудь: в схожести судеб родителей, деталей бытия. То, что окружает нас сегодня, таким не было в начале столетия, которое мы покинули. У старожилов еще можно было уточнить и о конкретном селе, и сколько их было в Краснозерье. Михаил Максимович Ненашев продиктовал по памяти почти все (как бы по зонам концентрируя). Бывший предрайисполкома, начальник райсобеса, фронтовик мог бы перечислить и названия колхозов. Но показалось интереснее узнать имечко каждой деревушки, как в глаза, заглянуть в оконца домов, язык людей услышать. В районном архиве сверить полученный список оказалось не с чем. В музее дополнили. Деревушек пятьдописали. А потом воспользоваться личным архивом разрешил И.Н. Бортников (будучи инструктором райкома, он, курируя вопросы истории района, кое – что собирал). Так и появился этот список сел, год образования которых не всех известен. Все больше годы распада на памяти людей. Для многих звуки имени, как звуки разлуки. То, что окружает нас сегодня, таким не было в начале столетия, которое мы покидаем.Названия подбирались интересные. Многие,говорящие об истории. Исашино (старое название Осинников) – Исаки (ясаки?..) «Со времен Екатерины поселяне, как промысловики, от всяких налогов освобождались», - подсказывал М. М. Ненашев, узнавший когда – то об этом от глубоких исашинских стариков. Вполне вероятно, это конец 1770 годов, и на картах Томской губернии в 1778 годуКарасук (село на реке «с черной водой»), будущее Краснозерское, уже значилось. Существуют упоминания, что пугачевцы после подавления восстания искали укрытия в неизведанных Кулундинских степях при своенравных кочевниках. Кызыл – орда – один из казахских аулов, один из многих исчезнувших. За столетие к 1892 году на территории Карасукского (Краснозерского) района около 10 тысяч человек поселилось, в т.ч. 735 жителей в Карасуке. И в те годы 1891-1892 неурожай и голод погнали людей из Украины, России, многие переселялись к осевшим здесь вдоль реки и у озер семьям. Переселению, кстати, способствовало строительство Транссибирской магистрали, Западно-Сибирской железной дороги (в 1910 г. появилась ст. Татарская, а в 1912 г. – ст. Карасук, в 90 верстах от нашего райцентра). Ссыльных направляли сюда. Бабушкан – это от фамилии ссыльного Бабушкина. Волна переселенцев в революцию 1905-1907 гг., скорее, выражаетпоиск людьми уголка поспокойней. А в 1917-20-егоды – земель хлебородных. К 1916 году население района увеличилось до 20 тысяч (2612 – в райцентре). И получается, что колоски деревень складывались из разного приехавшего люда. И надо было «притираться», вживаться. И у каждого села проявлялся свой характер, свое обличие. И названия: Миленький, Дворянка, Колыбелька… По престольным праздникам: Успенка, Петропавловка. По имени основателей: Гербаево, Орехов-Лог, Чернаки.По местности: Полойка, Лодочное-Лотошное, и так далее. «Буденовки» по именам героев гражданской войны. «Целинные» - памятка освоения земель. Разные по количеству семей: в Вендерихе три двора, в Волчьем Притыкино – 390 человек, в Песьянском 13 дворов. К 1924 году 40 населенных пунктов значилось, затем их стало больше, до 76 насчитывалось в 1970-е годы, до 46 тысяч человек населения.
Имечко исчезнувшего поселка, как пароль. Не просто напути на соленое озеро летом – но и на Бабушкан. Считай, дорога в минувшее, в быль наших бабушек. В тропках было легко запутаться, как в нитях бабушкиных клубков. Оказывается тесно, через человеческие жизни, завязаны судьбы трех деревушек: поселка Бабушкан, аула Бабушкан (или, какего еще называли, Кзыл-Орда) и Куренастовского. Все рядышком стояли на расстоянии 3 – 5 километров.ПоселокКуренастый начало распадаться в коллективизацию, но совсем опустело в военные годы. Человек пять коренных куренастовцев до конца века дожили из 13 больших семей. У Семена и Марии Погребняк, например, было шесть дочек и два сына. Екатерина Семеновна и Меланья Семеновна в Черемошном живут. По словам бабы Кати, единолично жили, кто как мог, но нищих не было. Не ленились, стариков почитали. «Как не переедешь в Бабушкан, если уполномоченные забрали все туда, в колхоз. Коня, мешков восемь пшеницы, корову. У Наумихи горячий хлеб из печи вынули, взяли! Вот как хочешь, таки живи. Мама с тятей в Бабушкан переселиться решили. Пустующую хатенку помазали, подправили. Перебрались и все по работам разошлись, куда председатель Светашов пошлет. Сейчас оглянусь – страшно. А тогда вроде нормой считалось. Ведь ничего, кроме работы не вспоминается. Холодно, голодно, тяжело. Редкий год вспомнится, как на трудодни хорошо получили и премию. А война! А налоги! Мама, бывало, тяте говорит: «Гроши надо». – «На шо?» - «Та за Катю, за бездетность платить».
Я не замужняя была. Женихи-то все на фронте. Вот триста рублей в год и платила. А так принести дите – это ж позор, грех! Посмеемся, да и дальше работать. Может, потому и согнуло так к старости.
Но не все сдались, в колхоз подались. Три семьи в Куренастовском оставались, единоличниками. В том числе семья Садко. Наталья Захаровнаи Анна Захаровна вручную землю тоже обрабатывали с родителями: «Раз все отобрали, лопатами да чекменями-мотыгами копали. Пшеничку, семечки, бахчу сеяли. А соберем – уполномоченный Нестеренко приедет и, если не спрячешь, все заберет. Корову, было, завели, так мама молоко сдавать носила каждый день в колхоз. Чтобы нам показать, кто на земле хозяин, прямо у порога колхоз полосу засеял горохом. Потом отца забрали – налог, мол, не сдал – три центнера табаку. Так мы зимой 41-го и перебрались в Бабушкан в колхоз. А ведь и там жить не дали»…
Бубушкан, поселочек в одну улицу, возник при подселении приезжающих к владениям Бабушкина (так передается по памяти людей). Позже Прицепиловка даже появилась, махонькая улочка. Озера рядом, богатые камышом, потому и строили камышанки. Яков Федосеевич Сухосыр отменно и красиво крылкамышом крыши.У основателя (Бабушкина), говорят, была мельница водяная. Потом ветряки появились. Судя по архивным спискам, жилив поселке в основном украинцы: Пурденко, Мышко 7 душ, Крутей 10 душ, Козицкие, Шевкопляс, Ломако, Гречаный (дед Гречаный мудрый был советчик). Не более 70 дворов стояло.
Школу и клуб поставили колхозом. Один из родившихся там – Николай Сергеевич Лоза. Подростком арбузы таскал с огородов единоличников. А потом долго бригадирил. Убедился, что земля не ахти какая плодородная, но для скотоводства места подходящие. И сколько помнит себя, столько были наезды людей на соленое озеро. Лечились, кто на квартиру просился, кто прямо на берегу жил.
Зелени вокруг хватало. Еще кое-что в палисадниках посадили. Мазанки беленькие. Вроде веселый поселочек получился. В жизни вот только не до веселья. Лишь в колею колхозную вошли, самого активного сторонника коллективной жизни, Петра Федоровича Крутей, арестовали и в Славгороде, как потом узнает сын – Лука Петрович, расстреляли. И разъехалась большая работящая семья.
А там война вырвала мужиков-кормильцев. Из семьи Лоза трое воевали, один Василий вернулся и то без ноги. В одной семье мать двух девочек взяли в трудармию. Пока она там надрывалась, здесь девчушки умерли. И хоронили их зимой подростки. Как могли. Некому больше было. Всех и все поглощала работа на ферме, в поле. Весть о победе на полевой стан верховой привез. В 1968 году бабушканцы памятничек выложили из кирпича между школой и конторой. На пирамидке табличка – 35 фамилий погибших.
Как говорится, оклематься не успел поселок, подул ветер неперспективности. Школу закрыли и потянулись люди, кто куда.
В соседнем ауле Бабушкан, или еще именуемом Кзыл-Орда (так записано в архивных документах), жили почти одни казахи. Фамилии тоже знакомые: Юсуповы, Кушкумбаевы, Исеновы, Кудаевы, Чережденовы. Старик Бакенов лекарем слыл. В тяжкое время молоко носил дочке Садко, выпоил, отходил. И как самые братские отношения помнятся, что существовали меж казахами и хохлами. Жили в землянках (с запутанным ходом в пристройках). И в подворных описях редко у кого огород числился. Коней, овец держали. Старик Хакимов умел гадать на бобах, в бедах шли к нему хоть что-то о родных узнать.
Хлеборобством колхоз не отличался. Но была там молотилка, еще кое-что из техники. Горючее для нее возила на верблюде женщина-казашка. Пара верблюдов имелась. Николай Лоза помнит: «Ходкие, быстро возили. Но пока из аула выедешь, он тебя оплюет как хочет».
И от этого поселочка ничего не осталось. Вытоптано на Бабушканах все скотом. Когда кладбище еще было целым, встречу как-то проводилиземляки, а теперь и могилы сравниваются. Родной для многих угол осиротел.
Но печальней все же за людей. Приюта искали. Злобу не носили за все несостоявшееся. Под лозунгами о лучшей жизни на нервах и терпении преодолевали тяготы не герои – работящие люди. С одного места сорвало, с другого подхватило, как листву ветром. Но осталась любовь в душах к местам, где родились. Любовь и просветленная печаль их, как лучик вновое столетие.
Да, когда-тоэтот поселок стоял между селами Орехов Лог иСадовое, окруженный красивейшими колками, полями, колосящейся тучной пшеницей, лугами с медвяными травами, пестреющими разноцветьем.
Самые ранние мои воспоминания – это Буденовка (п. Буденовский) - так называли поселок и дети, и взрослые.
Одна улица, длинная, широкая, летом покрытая спорышом. А напротив дома бабушки Акулины Ивановны Коваленко под густыми березами прямо посередине улицы – колодец. Вода чистая, хрустальная, вкусная. По двум сторонам улицы дома, в основном пятистенки (так тогда называли домики из двух комнат), но в каждом таком доме жила семья, и семья чаще всего из 5 – 7 человек, а иногда и более.
Поселок возник во время коллективизации. Мой дедушка Леонтий Никонович был председателем Совета.
В первые же дни Великой Отечественной войны ушел на фронт. Воевал в кавалерии. Был ранен, контужен. Скончался от ран, контузии в 1946 году. Для меня дедушка – человек-легенда. Многие испытания выпали на его долю, но не менее трудную жизнь прожила и бабушка, Акулина Ивановна, ведь на ее плечи легла забота о детях и двух старушках: ее маме и матери дедушки. А ведь годы самые трудные: война да послевоенные.
В моем свидетельстве о рождении написано, что родилась я в с.Орехов Лог, но жили мы тогда, в 1950 году, в Буденовке. Мне, малой тогда, казалось все кругом так добротно, спокойно, а люди кругом добрые, свои. Вместе на работе и отдыхе. Моя тетя Надежда (Анастасия по паспорту) совсем молоденькой работала дояркой.
Слева направо: Антошина Нюра (возможно Анна), Коваленко Надежда Леонтьевна, Тищенко Надежда, Антошина Любовь, Соловых Александра, Пехенько Нина. А бригадир Щегорцов Владимир.
«Вставали очень рано. Дойка в пять часов утра. Да еще летом ездили доить коров под Краснозерское. Там были летние выпаса. Ездили на грузовой машине. Пели всю дорогу. Напоемся вдоволь. Без песен – никуда. А вечером подоим коров и в клуб, в кино. После сеанса зажигаем лампу и – танцы. Это, примерно, 1956 – 57 г. Электричества еще тогда в поселке не было. Танцевали, плясали под баян. Хорошо играл напарник киномеханика Михаил Дзядзько. А плясал красиво, легко, по-цыгански Алексей Черепанов. Зажигал своими танцами всех. И звучал баян, и плясала молодежь почти до света. Как было весело!»
Мои дяди Анатолий и Леонтий работали шоферами. Целый день наработе. Приезжали усталые. Но как мне нравилось смотреть вечером у ворот, как дядя Лёня выходил со двора и шел по улице к клубу. Молодой, стройный, высокий, красивый.
«Крестьянские дети»
А у дяди Толи уже семья. Вот на завалинке Анюта (Галя), Катя, Любаша. Лакомятся горохом. «Крестьянские дети». Да, вот так босиком по травке, по земле бегали мы ребятишки.
Всем миром отдыхали. Выезжали на ярмарку в с.Краснозерское. Держались вместе, фотографировались.
«На ярмарке».
Верхний ряд: отец,Литвинов Лазарь Леонтьевич, слева направо первый, мама и я внизу сидим. Мне лет пять (предположительно 1955-1956 г.).
Остальные односельчане. Я не всех помню, но хорошо помню: нижний ряд слева направо: Коваленко Валентина, Коваленко Андрей Корнеевич, Коваленко Василий Корнеевич, его жена Александра. Во втором ряду: второй слева Щегорцов Владимир и его жена Галина, урожденная Коваленко; верхний ряд: первый справа Ворошилов Михаил.
После укрупнения пос. Буденовский слился с пос.Зуевким. Стал один колхоз. Мой отец, Литвинов Лазарь Леонтьевич, был там председателем. Очень дружно работали сельчане, отлично. Отец был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Мы переехали в поселок Зуевкий, но я больше жила у бабушки Акулины в Буденовке. Нравилось мне там. Родное все было.
«Малая родина – тот уголок,
Ближе которого нет,
Тот материнский ночной огонек
Душу выводит на свет».
С большой теплотой вспоминаю жену дяди Толи Марию Андреевну. Своя семья большая, а ведь еще и я почти все время жила у них.
Подруги.
Тетя Маруся в центре. Красавица она у нас была. К сожалению, ее уже нет с нами. Слева от нее Пехенько Галина, а справа Коваленко (Филатова) Валентина.
В небольшом домике жила большая, но очень дружная семья.Помню: в кухне слева русская печь, занимающая почти четверть комнаты, за ней кровать, где спала бабушка с кем-то из внуков, дальше «грубка», так звали тогда печку с плитой, а справа под окнами широкая лавка на всю стену, стол, с другой стороны тоже лавка, чтобы все могли сесть. В углу бабушкина икона. В избе пахнет свежим хлебом.Бабушка сама стряпала хлеб. Булки большие, румяные и душистые. Но чаще вспоминается утро, когда бабушка топит русскую печь, печет « перепички»на сковороде и варит суп с голубями. Казалось, ничеговкуснее нет!
Я убегала от отца и пряталась, когда он приезжалза мной, чтобы забратьдомой в Зуевку.Он уезжал, а мне радость: я дома.
Когда мне исполнилось 7 лет, мы переехали в Половинное, но каждое лето, каждые каникулы я жила у бабушки. ( К тому временипроизошло еще одно «укрупнение» и теперь Зуевка, Буденовский и Орехов Лог стали одним колхозом.)
Здесьбыло раздолье. Щавель и ягоды рвали прямо за огородами.
Бабушка в этом же лесу на полянках косила траву. Сено было душистое – разнотравье.Купаться бегали на пруд и Пехенькину лягу. Она была окружена лесом, по берегам росла смородина. Мы рвали ее и ели. Вкусно!Тогда ведь не у всехдома были сады.Когда приходило стадо, хозяйки доили коров и несли молоко на молзавод.Там молоко пропускали, а обрат несли домой.Потом мы бежали в клуб, в кино, которое привозилииз Орехова.Играли все вместе, и большие девочки, и маленькие.
«Девочки – подружки. 1963 год».
На этом фото мои подружки. Первый ряд слева направо:
Сфотографированы мы на фоне домика, где жили Новосельцовы, родители Федора Филипповича Новосельцева.
А потом так сложилось,что люди стали уезжать из села. Закрыли школу, клуб, магазин.
И вот нет села! Да, люди переехали, но сколько корней и корешков вырвано!
Мне часто хотелось побывать там и увидеть, что стало с таким прекрасным уголком. Как-то разговорились с Катей (Коваленко – Харченко) и я сказала ей о своем желании. А она ответила, что ехать туда не надо. Они ездили на те места по ягоды, рвали прямо на огородах (бывших), а там брошенные дома с пустыми глазницами окон, и ветер гудит, усиленный сквозняками. Жутко.
Сейчас мне 58 лет. Иногда мне снятся сны – воспоминания: улица, которой нет; дом, которого тоже нет;и бабушка Акулина, которой тоже нет с нами. Становится больно.
Больно было видеть остовы домов, погребов, когда многие сельчане съехались на праздник уже несуществующего села. Ничего нет, только деревья: березы, осины, да там, где были дома – тополя, клены, яблоньки. А вот стояли стены, а из них… лес. Молодые березки и клены, огороженные стенами дома, вместо девочек и мальчиков, которые могли бы жить здесь. Больно было видеть это, и до сих пор стоитэта картинаперед глазами.
Да вот еще за леском – погост. Те, кто там, не смогли уехать в другие села, города. Они навечно там, где жили, радовались и горевали. Они укажут место, где был поселок Буденовский.
«Мы бы никудышними стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой
Той единственной родиной малой,
Где начало Отчизны большой.
В неизвестную даль издалека,
Убегает речная вода,
Но теперь без родного истока,
Ей рекою не быть никогда».
«Малая родина – тот уголок,
Ближе которого нет,
Тот материнский ночной огонек
Душу выводит на свет». (Из песен).
Л. ГРИГОРЬЕВА (ЛИТВИНОВА) при содействии родных ОЗЕРНОЙ Н. Л., КОВАЛЕНКО А. Л., РЕПАЛО Л. А.
Воспоминания Литвиновой (Коваленко) Марии Леонтьевны.
Родилась я 5 июня 1928 года в с. Орехов Лог. Семья проживала в колхозе им. Буденного, в нескольких километрах от селаОрехов Лог. Колхоз (коммуна – называли тогда) был только что организован. Перед войной семья была большая: было четверо детей и две бабушки: мама отца и мама матери. А 22 июня началась война. Отец был председателем колхоза, но в первые же дни войны даже без повестки, одним из первых отправился на фронт. Служил он и в гражданскую в армии Буденного. Имел какое-то командирское звание. И по предписанию в военном билете должен был по объявлению войны сам явиться на сборный пункт в Карасук. Первым из односельчан он и уехал. А потом были доставлены повестки. …И стали мужчины и молодые ребята уходить на фронт. В деревне остались женщины, старики и дети. Наша большая семья осталась на попечении матери Коваленко Акулины Ивановны. Работала она в колхозе дояркой. В сентябре я еще пошла в школу в 5 класс, а ходить надо было в Орехов Лог. Но зимой школу пришлось бросить. В семье стало голодно, и матери пришлось взять самое ценное в доме и поехать в другие деревни менять на продукты.
На этой фотографии наша семья уже в послевоенные годы. У меня на руках моя старшая дочь Лидочка,Маминых коров доить я не могла, а вот за телятами ходить меня поставили. Теляток было 46 голов. За ними надо было ухаживать: почистить и вывозить навоз, поехать на сеновал и привезти корм – сено, солому, натаскать воды и напоить их. И так ежедневно к 6 часам утра надо было быть на ферме. Часов не было. Бабушка будила и приговаривала: «Пора, моя девка, уже Волосожар повернул на утро». Так работала, пока не возвращалась мать. Уезжать ей приходилось несколько раз. Я была ее подменной.
Весной телят выгоняли на пастбище, а нам приходилось идти в бригаду на пашню. Пахали, боронили на бычках, впрягали их в плуг, в бороны, работали под присмотром стариков. Одна ведет быка, другая подгоняет, а третья идет за плугом. Вот так проходила весна. А летом – сенокос. Теперь надо было на волокушах подвозить сено, кидать на стог. А осенью возили пшеницу, скирдовали (складывали в скирды), чтобы зимой ее молотить. Была работа нам, девчонкам, и зимой. Надо было помогать старшим, молотить. Откидывали солому, убирали. Надеть особенно было нечего, вот и обмораживались. Все морозы были очень сильные.
Все старались, работали, не жалея сил: ведь все шло на фронт, а там ведь отцы, братья, родственники.
А в деревне свирепствовал голод. Зерна выдавали очень мало, картошка и та плохо родила почему-то. Мололи лебеду, пекли лепешки. У кого были в хозяйстве коровки, тем было чуть легче, но все же, у кого семья большая, очень голодно. Многие остались без кормилиц – коров – порезали и съели. Скотина тоже дохла от бескормицы. Ели даже такое мясо павших животных…
Мой брат Анатолий был моложе меня на 5 лет, но ему нужно было заботиться о корме для коровки. Сшили из рядна наволочку, и он на саночках привозил сено или солому. Брал это на полях, где оставались клочки от стогов. Чаще приходилось ему идти на поля к селу Садовое. Там мужчины и женщины возили сено с полей и ему накладывали, привязывали на саночки наволочку, и он тащил это домой. Корову не сбывали, т. к. было двое маленьких детей. А Галя, сестра моложе меня на три года, была дома с малышами. Кормила их, следила за ними, стирала, помогала бабушкам по дому.
В 1942 году весной пришел по ранению домой отец. Но ранение было серьезное. Мама залечила рану, и в 1943 году отец снова ушел на фронт. А в семье появился пятый ребенок, которого назвали в честь отца Леоном, хотя все звали Лёнечкой.
Теперь надо было работать постоянно: семья прибавилась. В 1943-44 году с подругой Новосельцевой Полиной набрали группу телят (голов 60). Возили воду в бочках, поили, кормили в базе. Старались сохранить всех, чтоб не пали. Выходили всех, и нам дали премию – по овце.
Очень тяжело было и голодно, хотя, конечно, стрельбыи взрывов мы не слышали. Но слышали страшный плач женщин, детей, когда приходили похоронки. Очень многие мужчины не вернулись в село.
Однажды по деревне проскакал верховой, остановился посреди деревни (а в деревне было дворов 46 – одна прямая широкая улица) и закричал: «Победа! Война кончилась!» К нему бежали и стар, и млад. Все кричали, смеялись, плакали.
Собрали обед просто посреди улицы. Все несли из своих скудных запасов, кто что мог.
Те, у кого родные были на фронте, но живы, пили за здоровье, за Победу. Те, кто получил похоронку, вместе со слезами пили за Победу и за упокой.
Стали возвращаться домой фронтовики. Отец пришел в 45 году, но был ранен, контужен и с постели уже не вставал. Умер в 1946 году. В семье так и не стало мужской поддержки. Брату Анатолию было в это время всего 13 лет, а Лёнечке – 3 года. Вот и все мужики.
Война закончилась, но в школу я так и не вернулась. Семья была очень большая, надо было работать, помогать матери поднимать малышей.
Семья А.И.Коваленко.
Это семья Акулины Ивановны Коваленковпослевоенные годы. Пятерых детей подняла она. У меня на рукахстаршая дочь Лидочка, Надежда, Леонтий (Леней звали),Анатолий (первый слева) и Галина (Анна).
так назывался проект, над которымработал в течение2009 года коллективКраснозерскогохудожественно – краеведческого музея.
В 1968 году в составКраснозерского района входило 22 селаи 54 поселка.
Сегодня в состав района входит 49 населенных пунктов.
Более 30малых сел, обозначенных на карте района в 1937 году,перестали существовать. Основная масса их населения переселиласьв райцентр,более крупные села и на центральные усадьбыхозяйств.
Все они уже пенсионеры, а их дети и внукиуже не знают, как выглядели их родные поселки,каких успехов в труде добились в свое времяих родители и деды.
Мы предлагаемв селах района создать поисковые группы из ветеранов труда и школьников длясбора материалов омалых селах, исчезнувших с карты района, об ихлюдях итрудовых достижениях.
На базеКраснозерского художественно – краеведческого музеясделать экспозицию« На старой карте района», включающую фотовыставкуматериалов об этих селахи карту с их обозначением.
Издать сборниксобранных фотографий ивоспоминаний под названием«Родинки малых сел».
Определить места расположения этих сел иустановитьтампамятные знаки с названием села и краткой исторической справкой.
Коллективмузея, а также творческая группа энтузиастов уже
работает надсозданием сборника материаловпо историималыхселКраснозерскогорайона, исчезнувших с его карты.
В основе сборникапредполагается напечататьматериалы литературного сотрудника газеты «Краснозерская новь»90-х годовЗои Ивановны Безызвестных. Они былиопубликованына страницах этой газеты под рубрикой «Родинки малых сел».Так планируется назвать и сам сборник.
Для включения в данный сборникимеютсяистории двух сел: Успенки (З.И. Безызвестных) и Ново-Московского ( В.Н. Свириденко).
Для того, чтобы в сборник вошли более полные материалыпо истории остальных сел, мы просим всех, ктовладеет информацией о людяхэтих маленьких поселков, их трудовых достижениях и боевых подвигах в годы Великой Отечественной войны, о том вкладе, которыйони внесли в славную историюКраснозерского района,отправитьна адрес нашего музеясвои воспоминания, копии документов или фотографий.Все это поможетнам в работе над составлением сборника. Особенно хотелось бы нам получить фотографии,они не просто украсят страницы нашего сборника, но ирасскажут о том, каким был вашроднойпоселок, как он строился, какие славныелюди в нем жили.
Вот список техпоселков,которые ждутвоспоминаний и фотографий своихблагодарных жителей:
презентация изданного сборника и зональные краеведческие чтения
По результатам проведенной работыв декабре 2009 года вКраснозерском художественно – краеведческом музеебудут проведеныпрезентация изданного сборника изональные краеведческие чтенияна тему«Судьба и люди малых сел России».
Мы приглашаем всех наших земляков, заинтересованных в этой акции, принятьв нейактивное участие.
Ваши воспоминания, письма, документы илифотографии вы можете присылать нам по почте по адресу : 632902, Новосибирская область, Краснозерский район, Ул. Октябрьская35. Или:е–mail: gallery-krasn @ mail. ru
Директормузея Крутей Л.В.
Для подготовки этой информации использован материал отдела архивной службыадминистрации Краснозерского района, фонд № 67 (Статистика, 1937 год).
ОС : Linux v PHP : 5.2.10-2ubuntu6.4 MySQL : 5.1.37-1ubuntu5.1 Время : 12:27 Кеш : Выключен GZIP : Выключен Пользователи : 1 Статьи : 14 Просмотры материалов : 257